Очистные сооружения для коттеджных поселков
Часть IV
Коттеджные посёлки
"У всех теорий, какими бы разными они ни были, имеются два общих момента: а) они разъясняют наблюдаемые факты; б) они полностью и на сто процентов неверны." Терри Пратчетт
Малость о нормативах
Написав три статьи, в большей степени про землянную утилизацию сточных вод, я поразмыслил, что незаслуженно обошёл вниманием нужды хозяев и обитателей коттеджных посёлков, которые желают решить делему сточных вод в целом по посёлку, не строя личных систем для каждого отдельного дома.
Понятно, что объём стоков в данном случае будет существенно больше, чем целенаправлено направлять в септик и фильтровать в почву. Как быть? Попробую коротко описать эту ситуацию.
Во-1-х, граница, меж необходимостью использования почвенной фильтрации и сбросом стоков в водоём очень размыта и решается в каждом определенном случае персонально. Если для 1-го, много, трёх-пяти домов, я рекомендую сначала разглядеть вариант почвенной утилизации, то при расходе стоков выше 5-10 кубических метров в день, вероятны и разумны оба варианта. При 25-30 кубах и выше практически всегда вынужденно приходим к сбросу в водоём. Почему? Всё до боли просто, в почву много не утилизируешь, очень огромных площадей (участков земли) это просит, ну и издержки растут.
Потому обладатели коттеджных посёлков обязаны строить собственные очистные сооружения при сбросе бытовых сточных вод в водоём.
Естественно, природоохранные органы требуют от их соблюдать установленные нормативы сброса загрязняющих веществ. Нормативы известны - "хозяйственно-питьевые" либо "культурно-бытовые", а то и "рыбохозяйственные".
Подвергать сомнению корректность этих нормативов к воде поверхностных водоемов в среде экологов считается дурным тоном. Так как "чем строже - тем лучше". Так ли это?
Нормативы содержат сотки загрязняющих веществ (только цитируемый ниже документ содержит в себе 442 вещества и этот перечень повсевременно дополняется), держать под контролем содержание которых совсем нереально. Никто и не держит под контролем. Реально нормируются и контролируются менее полутора-двух 10-ов характеристик. А другие? Их нужно держать под контролем? Все? либо выборочно, но по какому принципу? этот вопрос должен бы решаться законодательно, но практически - находится в компетенции 1-го, раздельно взятого бюрократа, местного либо федерального уровня - не принципиально. Это "чиновничье творчество" в итоге породило некий довольно закоренелый "укороченный" список загрязняющих веществ, который вы, в той либо другой форме, видите на веб-сайтах производителей очистных сооружений.
Не считая того, все эти нормативы содержат требование "не больше таковой то величины". Почему? Что, эталон свойства воды водоёма - дистиллированная вода? Разумно было бы указывать спектр концентраций. Но логикой здесь и не пахнет. Поглядите, что написано в нормативе:
"Приблизительные допустимые уровни (ОДУ) хим веществ в воде аква объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1316-03", утвержденные Основным муниципальным санитарным доктором Русской Федерации 27 апреля 2003г. Истинные Нормативы распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, применяемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, также питьевую воду и воду в системах жаркого водоснабжения."
Отлично! Качество воды водоёма и питьевой воды должно быть идиентично. Это не я говорю, это г-н Онищенко утверждает в качестве нормативного документа. Наверняка, он прав, так ДОЛЖНО быть. Когда это будет, закроем все водопроводные станции водоподготовки за ненадобностью. А пока этого не случилось, вернёмся на порочную землю, и поглядим, что на ней происходит.
Общеизвестно, что эти супержёсткие нормативы, на современном уровне развития технологии чистки сточных вод, не достижимы (т.е. технологии чистки до этих требований разработаны, но их цена настолько велика, что серьезно их применение нигде в мире не дискуссируется).
Описанная ситуация порождает массу споров меж водопользователями и контролирующими органами. Как их решать? Воззвание в трибунал очень нередко не даёт хотимых результатов, так как разбирательство идёт на уровне юридических вопросов, а корректность установления того либо другого списка загрязняющих веществ, определяющего объём платежей, остаётся за рамками обсуждения, так как отсутствует документ, подтверждающий корректность формирования данного списка.
В разных публикациях, посвященных вопросам экономики природопользования, не один раз дискуссировались задачи, возникающие при расчетах экологических платежей. Это и нереальность требований к качеству очищенных сточных вод, и существующая практика взимания платежей за сброс загрязняющих веществ в границах норматива, и отсутствие критериев для формирования списка нормируемых загрязняющих веществ (о чём говорилось выше). Очень нередко в обозначенные списки врубаются интегральные характеристики (такие, как БПК, ХПК, нефтепродукты и др.), что влечёт за собой двойные и тройные платежи за сброс одних и тех же загрязнений.
Не считая того, в голове "обычного мещанина" не укладывается идея, почему он должен платить за сброс загрязняющих веществ, если их концентрация находится в границах норматива. Если норма производится, за что платить?
Я уже отмечал, что на техническом уровне нереально достигнуть нормативов, предъявляемых к качеству чистки сточных вод. Это понимают все участники процесса - проектировщики, спецы эксплуатирующих организаций и контролирующих органов. За десятилетия существования этого положения, всё было так запутано и формализовано обоюдным враньём, что осознать логику происходящего тотчас просто не представляется вероятным.
Неосуществимые требования к качеству очищенных сточных вод привели к тому, что контрольные органы вынужденно договариваются с природопользователями о сумме платежей за сброс загрязняющих веществ, а это ставит в "сложное" положение и тех и других.
Разглядим последующую ситуацию. Очистные сооружения, к примеру сооружения по чистке бытовых сточных вод коттеджного посёлка, запроектированы на снятие органических веществ, описываемых значением БПК и взвешенных веществ (ни на что другое они и не могут рассчитываться, о чём я упоминал в прошлых статьях). Имеется так же сопутствующий эффект по понижению других загрязняющих веществ, но, так как, очистные сооружения рассчитаны на понижение концентрации только по двум, обозначенным выше компонентам, нельзя гарантировать выполнение высококачественных характеристик по остальным загрязняющим субстанциям. Но, природоохранные органы устанавливают некоторый список контролируемых загрязняющих веществ, состоящий из полутора - 2-ух - трёх 10-ов ингредиентов. Сколько бы логичного ответа на вопрос о принципах установления списка загрязняющих веществ нет. Для каждого природоохранного органа этот список собственный. А может ли специально уполномоченный природоохранный орган держать под контролем загрязняющие вещества, не вошедшие в официально утвержденный список загрязняющих веществ? Споры на данную тему не разрешаются в рамках действующего законодательства.
Нормативные документы не дают конкретный ответ на эти вопросы, а ситуация довольно серьезна, так как плата за сброс загрязняющих веществ добивается довольно больших размеров. Ну и состав очистных сооружений (и их цена!) впрямую находится в зависимости от степени чистки, которую потребуют от вас природоохранные органы. Как выяснить требуемую степень чистки? До боли просто - получить технические условия на сброс сточных вод в определенный водоём, в определенном месте, от определенного посёлка. В их должен находиться список загрязняющих веществ и разрешенные непосредственно для вас концентрации их при сбросе. Функцию получения этих техусловий лучше поручить специалисту, не надо для вас заморачиваться узкоспециальными вопросами. А вот когда получили требования по степени чистки сточных вод, пора задуматься о выборе подходящих сооружений. Вероятнее всего, это будут аэрационные сооружения, требующие места для собственного размещения с учётом соблюдения санзоны (см. прошлые статьи), обеспечения их бесперебойным электропитанием и повторяющимся обслуживанием-эксплуатацией.
Что же это все-таки за сооружения, из чего можно избрать, я расскажу в последующей статье. А на данный момент только замечу, что выбор сооружений чистки стоков похож на выбор мебели. Можно отыскать самому отдельные предметы и дело с концом, а можно сделать на заказ с учётом ваших желаний, способностей, требуемого дизайна и функциональности. Вопрос соотношения цена-качество. В любом случае советую не кипятиться, так как строительство и эксплуатация очистных сооружений просит проекта, а это в состоянии сделать только спецы. Покупка "сертифицированной" и "орденоносной" установки не решит, а только ухудшит ваши трудности.
Рекламируя те либо другие установки, производители нередко робко умалчивают об этой дилемме. В моей практике сплошь и рядом встречаются ситуации, когда счастливые владельцы какой-либо накрученной (пусть и неплохой) установки не могут её не то что нормально эксплуатировать, а тривиально согласовать с природоохранными органами, не глядя на наличие всяческих сертификатов на установку. Потому, настоятельный совет, не сберегайте на проектировщиках, дороже обойдётся.
Идеальнее всего проектировать коттеджный посёлок с ролью профессионалов по чистке сточных вод с самого начала проектирования. Лучший вариант - завлекать профессионалов по водоснабжению и водоотведению для всеохватывающего решения всех вопросов ещё на стадии получения исходно-разрешительной документации на строительство посёлка, как это и делалось в "старенькые добрые времена".
К огорчению, действительность далека от эталона, нередко приходится практически "выручать ситуацию", включаясь в процесс проектирования тогда, когда поправить архитекторов уже тяжело либо недешево, вынужденно принимая, мягко говоря, "не рациональные решения".
Потому повторюсь, чем ранее вы позовёте профессионалов "по воде", тем лучше. А что все-таки делать, если посёлок уже построен, а вопросы водоснабжения и водоотведения не решены? Быстрее звать, отвечу я. Решение можно отыскать практически всегда, но вы должны быть готовы к тому, что выбор вариантов водоснабжения-водоотведения будет очень ограничен содеянным.
Андрей РатниковТехнический директор ООО СПО "БиоСтрой"
Обои флизелиновые Ateliero Alessia коричневые 1.06 м 38325-03
**Направьте внимание на номер партии обоев: рулоны из различных партий могут различаться цветом. Если партии не хватает на все стенки, оклейте каждую стенку одной партией.**Обои на флизелиновой базе Ateliero «Alessia» 38325-03 созданы для отделки жилых комнат, не употребляются в кухне и в ванной. Имеют матовое покрытие с выраженной текстурой. Материал подойдет для интерьера в стиле «шарм». Процесс поклейки обычный: не требуется подбор рисунка. Для приклеивания употребляется флизелиновый клей. Современный, декоративный и в тоже время довольно обычный дизайн «Alessia» с легкостью отыщет применение в любом интерьере.
Особенности обоев на флизелиновой основе Ateliero
- Флизелиновая база обеспечивает крепкость, износостойкость и устойчивость к деформации.
- Стойкость к выцветанию средняя. Эти обои лучше не использовать для отделки комнаты с южной стороны.
- Для чистки от загрязнений допускается мокроватая уборка.
Характеристики материала
- Страна производства — Наша родина.
- Длина рулона — 10 м.
- Ширина — 1,06 м.
- Материал базы — флизелин.
- Тип верхнего покрытия — вспененный винил.
Преимущества
- Стойкие к механическим воздействиям.
- Для жилых помещений.
- Можно клеить по всему периметру помещения.
- Клей наносится лишь на стенку.
- Снимаются со стенки без остатка.
- Бюджетно.
Инструкция
- Обои клеятся встык.
- Полотно после наклеивания следует разгладить от центра к краям сухой мягенькой щеткой либо тканью для устранения воздуха.
- В комнате необходимо поддерживать локальный климат, не допуская сквозняков и температурных перепадов до полного высыхания отделки.